Меню KDT
Мектеп мәзірі

Программа

по работе с одаренными детьми в кластере научного общества учащихся (НОУ)

и школы олимпийского резерва (ШОР) школы-гимназии №10

Цели программы:

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, общества, государства;

  • обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

 

Основные направления реализации программы

  • выявление одаренных учащихся;

  • создание банка данных «Одаренные дети»;

  • разработка индивидуальных форм работы;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит учащимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных, республиканских олимпиадах,  конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

 

 

КОЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

         Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения  человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков)  и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Но такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяет утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными.   

 К этой группе детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

vимеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

vимеют  активную, не насыщаемую познавательную потребность;

vхарактеризуются высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер.

 

Создание условий для оптимального развития одаренный детей, включая детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто ослабленных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы образовательного учреждения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

    Целями работы учителей с одаренными детьми являются:

 

  1. Выявление одаренных детей

  2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию

 

 

       Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    

    1.Знакомство учителей с психолого-педагогической и методической

литературой о работе с одаренными детьми, проведение педагогических советов, методических семинаров, подбор и накопление литературы для самообразования.

  1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.

  2. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

  3. Отбор среди различных  систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

  4. Разработка индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена:

     - составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, умения взаимодействовать с другими;

     - создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия с одноклассниками;

  1. Участие различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр позволяющих учащимся проявить свои способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому вопрос о стратегии работы с данной категорией учащихся на этапе начальных классов рассматривается как отдельный вопрос.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе  умственной деятельности и в удовольствии от умственного труда. Познавательная потребность, является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие её способностей из природных задатков.  

Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:

          I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т. д. Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотнее осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при роде деятельности - в области художественного развития. 

        II этап - диагностический (5 - 7-е классы)- на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную ивнеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (создание группы учащихся по предметам) спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра (интеллектуальные  и спортивные мероприятия).

Развитие одаренного ребенка в начальной школе должно стать одним из основных направлений работы школы.

Исходя из вышеперечисленного можно выделить следующие цели и задачи учебно-воспитательной работы с одаренными детьми с1 класса по 7 класс:

Задачи:

- обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми;

- на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но и уровень его творческих возможностей, специальные интересы и способности;

- разработать  диагностический  инструментарий для выявления интересов, способностей;

- определить и использовать при организации образовательного процесса методов, способствующих развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

- поддержать совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

 

III- этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка.

 

Цель 3 этапа: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2) организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые

способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)  развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

Организация и функциональное обеспечение данной программы

Функции директора

Планирование в годовом плане работу с одаренными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

Создание фонда поощрения и материального стимулирования одаренных детей и учителей, работающих с одаренными учащимися.

Функции заместителя директора

Оформление нормативной документации;
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Организация и проведение коучинг-сессий по проблемам работы с одаренными детьми;

Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми;

Сбор банка данных по одаренным детям.

ункции руководителей НОУ и ШОР

Подбор диагностических материалов для выявления одаренных детей;

Сбор и систематизация материалов для работы с одаренными детьми;

Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми;

Организация и проведение олимпиад, конкурсов;

Взаимосвязь с высшими учебными учреждениями;

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции руководителей МО

Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад;

Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;

Оформление материалов по работе с одаренными детьми.

Функции учителей-предметников.

Выявление одаренных детей;

Корректировка программ и тематических планов работы для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям различного уровня;

Обобщение опыта работы с одаренными детьми;

Оформление авторского проекта на городском и республиканском уровне;

Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей;

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Функции классных руководителей.

Выявление детей с общей одаренностью;

Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей.

Функции руководителей кружков и секций

Выявление одаренных детей;

Организация творческих отчетов детей;

Консультирование родителей;

Подготовка отчетов с одаренными детьми

Функции психолога

Психодиагностическая работа;

Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с учителями;

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися

     творческие мастерские;
     групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
     факультативы;
     кружки по интересам;
     конкурсы;
     интеллектуальный марафон;
     спецкурсы;
     участие в олимпиадах;
     работа по индивидуальным планам;  


План мероприятий по работе с одаренными детьми

на 2017-2019 гг.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

 

Диагностика одаренных детей

 Сентябрь

Зам.директора по НМР, рук-ль НОУ

 

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

сентябрь

Зам.директора по НМР, рук-ль НОУ, руководители МО

 

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь ноябрь

 

Зам.директора по НМР, рук-ль НОУ, руководители МО

 

Участие в районных, городских, республиканских олимпиадах.

Постоянно

Зам.директора по НМР, рук-ли МО, учителя предметники

 

Участие в научно-исследовательских конкурсах

Постоянно

Зам.директора по НМР, рук-ли МО, учителя предметники

 

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы

Постоянно

Администрация

 

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Рук-ль НОУ, рук-ль «ШОР»

 

Организация работы научного  общества  обучающихся и учителей

Сентябрь

Рук-ль НОУ, рук-ль ШОР

 

Творческий отчет учащихся

Апрель-май

Рук-ль НОУ

10

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

В течение года

Зам.директора по НМР, рук-ль НОУ, рук-ль ШОР

11

Проведение предметных недель и декад

В течение года

Рук-ли МО

12

Сотрудничество с ВУЗами

Постоянно

Учителя-предметники

13

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов

май

Администрация

 

 

 

Рухани жаңғыру

Посмотреть на карте Астаны
Біздің сайтқа баға беріңіз:

Дауыс беру

Полезные ссылки

Copyright © 2018
Разработчик ТОО "BenchMark Consulting". © Все права защищены.

Copyright © 2018
  • Осы айда: 637
  • Осы аптада: 220
  • Кеше: 14
  • Бүгін: 16
  • Желіде: 1